yasha_a (yasha_a) wrote,
yasha_a
yasha_a

Category:

Работа раскаявшихся грешников в недельной главе Толдот

В недельной главе Толдот рассказывается про то как наш праведный праотец Яков, переоделся в одежды своего брата злодея Эсава и по наущению своей матери Ривки, на первый взгляд, обманным путём получил благословления своего отца Ицхака.
На эту тему я на прошлой неделе выучил несколько очень интересных маамаров которые я попытаюсь вкратце пересказать здесь. Маамары можно прочитать онлайн здесь: http://hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=15999&st=&pgnum=239&hilite=
Начну с того, что Эсав с рождения был очень волосатым, а Яков был гладким - то есть практически безволосым. Адмор аЭмцаи (на основе маамаров адмор аЗакена) обьясняет, что волосы символизируют чрезмерные материальные страсти и удовольствия этого мира. То есть чрезмерная волосатость Эсава была выражением его духовной природы - чрезмерной тяги к излишиствам и удовольствиям этого мира. Его духовный корень это сфирот мира Тоу - хаоса. Там много света но мало сосудов, поэтому те сосуды разбились и их свет попал в нечистоту и он до сих пор оживляет все страсти и удовольствия этого мира. Всё это намекается из волос.
А Яков Авину был наоборот был гладким - на иврите это слово халак, имеет теже буквы как и слово хелек - доля. Это намёк что Яков имеет долю в святости и в будущем мире. И всё это выражает его духовную природу как прямого святого человека который сидит в шатре и учит Тору. Духовный корень Якова это сфирот мира Тикун - мира Ацилут.
Соответсвенно Яков это праведник, а Эсав в идеале это бааль тшува - раскаявшийся грешник.

И вот далее в маамаре обьясняется, что по изначальной природе своей Яков Авину не имел силы стать бааль тшува, так как он не относится к греху, то у него не было и сил раскаятся в грехе. Яков Авину мог быть только праведником в святости. 
Именно поэтому Ицхак любил Эсава, "ибо улов во рту у него". Улов - в смысле дичь - это имеется в виду поднятие искр святости из нечистоты клипот. Работа раскаявшихся грешников, баалей тшува. Именно они могут превратить зло в добро. Именно поэтому из потомков Эсава вышли такие знаменитые геры как рабби Акива, пророк Овадья, Шмайя и Автальон и другие.

Дальше Ицхак говорит, "Вот и состарился,не знаю дня смерти моей", Адмор аЭмцаи обьясняет, что Ицхак был выше корня смерти - так как смерть происходит из падения искр Тоу. А Ицхак был выше мира Тоу, благодаря тому что Ицхак был принесён в жертву на жертвеннике. Благодаря этому он поднялся на духовный уровень выше деревьев (дров жертвенника) - дерева жизни и дерева познания добра и зла. Поэтому он хотел поднять Эсава к его корню источнику мира Тоу, там где нет понятия смерти.

Дальше нужно понять почему вообще Ицхак хотел перед смертью благословить именно Эсава, а не Якова. Как обьясняет адмор аЭмцои, это произошло потому что Яков уже получил благословления праотца Авраама которые включали в себя всю святую землю Израиля, а также духовное наследство Тору и заповеди. Эсав же не был достоен такого благословления, так как он не собирался быть святым человеком. Поэтому Ицхак Авину хотел дать ему во владение весь остальной мир кроме святой земли включая все народы мира кроме евреев. Это же видно из слов Торы "Служить будут тебе племена и тебе поклоняться народы.". То есть Эсав, по замыслу Ицхака, должен был заниматься исправлением всего зла во всём мире.
Но в этом Ицхак ошибся, так как если бы Эсав в самом деле получил его благословление, он бы приобрел такую силу, что не оставил бы вообще места для Якова и его потомков. Поэтому Вс-вышний помог Якову получить благословления своего отца вместо Эсава.
И вот для того чтобы Яков смог получить благословления Эсава, для этого он должен был и в самом деле поднятся на духовный уровень Эсава. То есть Яков должен был стать раскаявшимся грешником - бааль тшувой. И для этого от Яков Авину требовалось самопожертвование, чтобы поднятся с уровня Тикун, к корню искр святости в мире Тоу. Поэтому Яков сначала боялся и не хотел идти обманывать своего Ицхака и не хотел выдавать себя за Эсава.
Но потом он всё таки сделал это - пошёл на самопожертвование. И для того чтобы достичь уровня Эсава, Яков должен был одется в его одежды и ещё вдобавок должен был наложить на себя волосатые шкурки козлят. Отсюда видно, что Яков как бы насильно привязал к себе не свою волосатость. Которая символизирует излишества страстей этого мира. Но именно через исправление и поднятие в святость этих излишеств, именно благодаря этому Яков сумел получить благословление Ицхака. И поэтому также и Ицхак в свою очередь почуствовал в одеждах Эсава, запах райского сада. Так как Яков поднял их в святость. И поэтому Яков как бы сказал правду, что он Эсав, так как он и в самом деле занял духовный уровень Эсава.

Отсюда понятен и смысл благословления "и даст же тебе  Б-г от росы небесной".
В маамаре обьясняется, что роса это особый вид благословления который приходит только после работы в нашем мире, как например после раскаяния в грехе. После этого спускается свет свыше в таком виде который не смывает всё подряд как дожди, а держится в маленьких аккуратных порциях влаги как роса. Поэтому даже когда нет дождя, но роса всё равно есть. И про это адмор аЭмцои приводит пример из процесса изучения Торы, когда во время учения человек видит трудное непонятное место, то этот вопрос приводит его к тому чтобы он ещё сильнее учил Тору. И благодаря вопросу, он постигает ещё более глубокую мудрость. И зачастую бывает, что благодаря этому он понимает такие глубины которые раньше был не в силах понять. Вот такое понимание после вопроса сравнивается с росой. Поэтому и Тора называется росой оживляющей мёртвых.
И ещё там в маамаре приводится интересный пример. Когда кто-то учит Тору не ради святых целей, а например ради нападок. Но потом он начинает спорить с праведником который выучил это же место Торы в святости. Тогда в результате их споров, их разум обьединяется, и таким образом у праведника есть возможность поднять Тору злодея в святость, и самого злодея привести к раскаянию. Всё это сравнивается с росой.

И ещё на эту же тему есть добавочное очень интересный маамар от Адмора аЭмцои в Торат Хаим здесь:
http://chabadlibrary.org/books/default.aspx?furl=/adhaam/tch/b2/1/2
Там обьясняется, что только благодаря самопожертвованию Якова в том что он получил благословления Ицхака вместо Эсава, только благодаря этому у него были силы справится с ангелом Эсава, как написано далее в Торе в недельной главе ваИшлах "и остался Йааков и остался Йааков. Забыл (там) мелкие вещи и возвратился за ними [Хулин 91а]. (Раши)один. И боролся некто кто (некий муж). Менахем разъясняет как "некто пылил", от слова "пыль", אבק, потому что они (в поединке) вздымали пыль движениями своих ног. Мне же представляется, что это означает "сцепиться, связаться", и это есть арамейское слово. (Как например:) "после того, как взялись, связались" [Санhедрин 63 б], "и завязал узлом" [Менахот 42а] - означает: затягивать узел. Потому что, когда двое борются, чтобы повергнуть противника, то обычно один обхватывает другого, прижимает к себе руками. А наши благословенной памяти мудрецы разъясняли, что то был ангел-покровитель Эсава [Берешит раба 77]. (Рашис ним, до восхода зари"
Там дело было в том, что Эсава собирался убить Якова, и поэтому Яков заранее молился Б-гу чтобы спас его от руки Эсава в заслугу праотцов Авраама и Ицхака как сказано в Торе:
10. И сказал Йааков: Б-г моего отца Авраама и Б-г моего отца Ицхака,Господь. Йаакову: Возвратись на землю отцов твоих... " - С двумя этими обетованиями я предстаю пред Тобой". (Ра, Кто сказал мне: Возвратись на землю твою на родину твою, и Я благотворить буду тебе! ва показывает то чувство благодарности, которое он испытывает по отношению к Всевышнему. Пережитые им трудности и невзгоды не ожесточили его сердце, а напротив, породили ощущение еще большей связи с Творцом.
сказавший мне См. 31:3. (Сончино
11. Мал я против всех милостей  против всех милостей (букв.: мал стал я из-за всех милостей). Умалились мои заслуги из-за милостей и истины, что Ты содеял со мною. Поэтому я боюсь, не запятнал ли я себя грехом после того, как Ты дал мне обетования, и не буду ли я за это отдан в руки Эсаву [Шабат 32а]. (Рашии всей истины отив всей истины. Это истинность (верность) слов Твоих, потому что Ты сдержал все данные мне обетования. (Раши, что содеял Ты с рабом Твоим; ибо с моим посохом с моим посохом. Не было у меня ни серебра, ни золота, ни скота, но только посох. А агада гласит: он опустил свой посох в Йарден, и (воды) Иардена расступились. (Рашиперешел я этот Йарден, а ныне стал я двумя станами. деяний Букв. "всякой истины". Т.е. все, что Ты сделал для меня, - это милость, и даже то, что Ты дал мне как награду, причитающуюся мне по "правде" (по справедливому суду). Ибо я все равно недостоин этого, так как суд Твой основывается на милости. (Сончино12. Спаси же меня от руки брата моего, от руки Эсава ата моего, от руки Эсава. От руки брата моего, который поступает со мной не как брат, а как преступный Эсав. (Раши! Ибо страшусь я его, как бы он не пришел и не разбил меня - мать с сыновьями.

Но эта молитва не помогла Якову, так как далее он всё равно остался один и боролся с ангелом Эсава один на один без помощи каких либо заслуг праотцов.И только благодаря благословлению Ицхака, у Якова были силы справится с ангелом Эсава.
В духовном смысле это означает, что у каждого праведника и у каждого человека тоже, есть два вида злого начала. Нижняя тьма и высшая тьма.Нижнюю тьму можно исправить простой работой праведника по исполнению Торы и заповедей. А высшую тьму можно исправить только через самопожертвование. То есть праведник должен достичь уровня бааль-тшува - раскаявшегося грешника, чтобы исправить высшую тьму. И некоторых праведников может взять всю жизнь для исправления только низшей тьмы, как например у Моше Рабейну, который до самого момента смерти не мог достичь шаар нун - 50 ворота святости. А вот у Якова Авину, вся его работа у Лавана - это было исправление нижней тьмы, и только борьба с Эсавом была исправлением высшей тьмы.И поэтому потом уже обычный Эсав, при встрече с Яковом обнял его и поцеловал. Всё это потому что Яков к тому времени уже исправил корень Эсава в высших мирах и достиг уровня праведника и раскаявшегося грешника также. И тогда наступает избавление геула - и даже злодей Эсав подчиняется праведнику Якову.
Tags: Недельная глава, Толдот, Эсав, Яков, бааль тшува, грешник, праведник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments